Зорькина назначают президентом по прецедентам

Зорькина назначают президентом по прецедентам

Решения Конституционного суда станут обязательными для исполнения отечественной Фемидой


 Президент Владимир Путин ориентировал председателя Конституционного суда Валерия Зорькина на широкий круг новых задач. Фото с сайта президента РФ

В Госдуму поступил законопроект, согласно которому постановление Конституционного суда (КС) по конкретному делу станет основанием для массового пересмотра аналогичных судебных решений. То есть КС создаст прецедент, а нижестоящие суды должны рассматривать его в качестве действующей нормы, не дожидаясь изменений законодательства или указаний от Верховного суда (ВС). Минюст разъясняет, что прецедент возникает только в случае признания какого-то закона неконституционным. Но нет ответа на вопрос, что будет, если КС установит – та или иная норма соответствует Конституции. Тогда получается, что обязательные для исполнения прецеденты могут сработать против граждан. Например, при отказах им в судебной защите под предлогом того, что вопрос уже решен на самом верху отечественной Фемиды.

На встрече президента РФ Владимира Путина и председателя КС РФ Валерия Зорькина последний впервые признал, что изменения Конституции и соответствующие поправки к закону о КС все-таки затрудняют доступ граждан к этой вершине отечественной Фемиды. Сам Зорькин назвал это вполне оправданным, мол, не дело КС разбираться с неправильной выдачей квартир, «люди должны получить защиту в других судах, это их право – исследовать фактические обстоятельства, исследовать доказательства и принять на основе этого решение в соответствии с законом».

При этом Зорькин сообщил Путину, что количество жалоб именно на примененные в конкретных делах законы, которые КС может признавать или не признавать неконституционными, снизилось совсем незначительно – едва ли на несколько сотен. Но статистика, приведенная Зорькиным, все равно впечатляет: более 3 тыс. рассмотрений в год означают, что нижестоящие суды своеобразно применяют законодательные нормы. Правда, председатель КС не уточнил, сколько решений по таким жалобам оказалось положительными, а сколько – отрицательными. Но косвенно можно сделать вывод, что первых становится больше, потому что увеличилось число постановлений КС.

Однако ясно, что до КС доходит ничтожный процент проигравших судебные процессы граждан, так что постановления КС оказываются каплей в море. С учетом того что ведомство Зорькина теперь во многом будет заниматься удовлетворением запросов от президента, возникает необходимость несколько освободить его от нагрузки в виде взаимодействия с гражданами. Об этом, судя по всему, и идет речь в правительственном законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения оснований пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам», который разработан в Минюсте.

Напомним, что сейчас требовать пересмотра решений судов могут лишь непосредственные заявители в КС, сумевшие добиться признания нормы неконституционной. Все остальные дела пересмотру не подлежат. Хотя вопросы, которые рассматриваются в КС, могут затрагивать интересы тысяч граждан, но им для оспаривания своих кейсов приходится ждать того времени, когда норма будет отменена либо скорректирована.

В Минюсте подчеркнули, что новые правила позволят судам отменять судебные постановления, вступившие в законную силу, на основании прецедента от КС. И что даже если дело уже находится у судебных приставов, то появляется возможность все остановить.

Как считает адвокат АБ «Шварц и Партнеры» Дарья Затонова, законопроект Минюста основан на правовых позициях КС, «допускающих возможность пересмотра всех не исполненных или частично не исполненных судебных постановлений, где применена норма, признанная неконституционной». Тем самым устраняется противоречие с процессуальными кодексами, в которых возможность пересмотра судебного постановления ограничена лишь делом заявителя, обратившегося в КС. Адвокат Владимир Постанюк подтвердил, что процессуальные кодексы действительно содержат противоречивые положения относительно права граждан на такие обращения. Ст. 394 ГПК РФ говорит, что ходатайствовать о пересмотре приговора могут лишь участники конкретного спора, а вот ВС отмечает, что «правом на обращение в суд с заявлением о пересмотре в порядке гл. 42 ГПК РФ обладают не только участвующие в деле», но и «другие лица, если судебными постановлениями разрешен вопрос об их правах и обязанностях». Так что речь идет о том, чтобы зафиксировать единообразный подход в правоприменении и исключить возможные злоупотребления. Постанюк назвал проект закона «верным решением с формально-юридической точки зрения».

По мнению доктора юридических наук Ивана Соловьева, логично, что «те судебные решения, которые базировались на нормативно-правовых актах, впоследствии признанных не соответствующими Конституции, подлежат отмене». То есть это элементарное восстановление нарушенных прав граждан. Инициатива правильная, сказал «НГ» руководитель уголовной практики BMS Law Firm Александр Иноядов, потому что направлена на «обеспечение единого подхода к пересмотру судебных актов по делам не отдельных заявителей, а всех дел, рассмотренных на основании правовых норм, признанных не соответствующими Конституции РФ, из-за чего такие судебные решения не могут считаться законными». Федеральный судья в отставке Сергей Пашин согласен, что решения КС, принятые в пользу граждан по частным жалобам, должны иметь кумулятивный эффект. По сути, подтвердил он, «это прецедент, который должен применяться и во всех судах общей юрисдикции, а не только в отношении конкретного заявителя».

Однако КС помимо положительных решений для истцов принимает и множество отказных определений. И возникает вопрос: а как они будут применяться нижестоящими инстанциями? Ведь для граждан, которые еще только судятся, может оказаться сюрпризом та, ситуация, что все их потуги бесполезны: уже есть прецедент от КС, который указал на конституционность принимаемых судами решений. Правда, похоже на то, сказал «НГ» глава AVG Company Алексей Гавришев, разработка этой инициативы связана больше с желанием максимально разгрузить КС, «почему Минюст и предлагает уход деятельности суда от работы по частным ситуациям к общим». Проблема в том, что в российской судебной системе практика прецедентов не работает: «Формально суды должны принимать решения по аналогии с решениями, принятыми вышестоящими судами, однако это тоже не работает, и суды в различных регионах и городах принимают решения в соответствии со сложившейся у них практикой». Соответственно, уверен Гавришев, скорее всего продолжится та ситуация, когда суды принимают не столько правильные, сколько «нужные» решения. В контексте полномочий КС это, видимо, будет выглядеть так: «Обычные бытовые жалобы будут рассматриваться по общим правилам, в то время как жалобы, связанные с какими-то политическими вопросами, будут оставаться без удовлетворения со ссылкой на мнение КС».

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов напомнил, что в законе уже с 2014 года закреплено: изменение толкования норм права, данное ВС, является основанием для пересмотра судебных актов по любым категориям дел, где норма права была применена неверно. А в отношении КС, который является такой же по уровню, как ВС, если даже не более значимой судебной инстанцией, аналогичная норма в законодательстве отсутствует. Эксперт при этом предположил, что у данного законопроекта будут как плюсы, так и минусы, например «не столь однозначные решения КС, принятые в угоду каким-либо политическим интересам».

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *