Правозащитники попросят Путина о срочных реформах

Правозащитники попросят Путина о срочных реформах

Правозащитники называют проблемами российской судебной системы обвинительный уклон, слабую кадровую политику, влияние со стороны председателей судов и правоохранителей. В президентском Совете по правам человека (СПЧ) заявляют о назревшей реформе правосудия. Эта тема будет поднята на предстоящей этой осенью встрече СПЧ с Владимиром Путиным. По информации «НГ», пакет предложений уже готовится.

На прошедшей в Петербурге конференции состояния судебной системы признано неудовлетворительным. Несмотря на изменения, направленные на ее гуманизацию, качество правосудия снижается, считает советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Нвер Гаспарян.

«Крайне низкий процент оправдательных приговоров и высокий процент дел в особом порядке. Большое количество заключений под стражу и продлений этих сроков», – перечислил эксперт основные негативные признаки нынешнего состояния судебной системы. По его мнению, «судья не должен бояться вынести законный и справедливый акт, а все иные реформы показывают свою бесполезность».

Научный руководитель Института проблем правоприменения Вадим Волков напомнил, что контроль за содержанием уголовных дел остается в руках следственных органов, отсюда и 0,18% оправдательных приговоров. Он обратил внимание на систему обучения людей в мантиях. Если во Франции на подготовку судей к назначению уходит два с половиной года, в Польше – три года, в Германии – и вовсе семь лет, то в России «это всего три недели, причем судью отправляют учиться только после назначения на должность».

О «непрофессионализме» российских судей сказал и зампред комиссии совета ФПА по защите прав адвокатов Юрий Новолодский. Судейскую мантию получают бывшие секретари, которые «как губки впитывают «судейскую фанаберию». «Желание унизить адвоката в присутствии судейского корпуса стало любимым занятием в судебном процессе», – посетовал он. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова считает, что судья должен быть независим от руководства суда. Однако нынешняя кадровая политика, по ее словам, «имитирует профессиональный отбор, а в действительности является бюрократической».

Член СПЧ Наталия Евдокимова сообщила, что за последние годы число обращений граждан по поводу несправедливости судебных решений заметно увеличилось. По информации «НГ», именно эта тема будет обсуждаться на президиуме СПЧ 11 октября. Такое заседание обычно предшествует ежегодной встрече правозащитников с президентом.

Как рассказал «НГ» член СПЧ, руководитель Московского бюро по правам человека Александр Брод, перед главой государства планируется поднять вопрос о модернизации работы как следствия, так и судебной системы. «Беспокойство вызывает обвинительный уклон российских судов, то есть потенциальная нацеленность судей на поиск доказательств вины обвиняемых, а не на конструктивный анализ сути рассматриваемого дела», – заявил Брод. Граждане  стали чаще жаловаться на сферу судопроизводства.

Сложилась порочная практика тесных связей между судом и следствием, зачастую приговор копирует текст обвинительного заключения. Брод признал объективной реальностью перегруженность судов, когда за день судья вынужден рассматривать до 20 дел. «За два-три месяца конвейерным методом он выносит столько решений, сколько его коллега, скажем, из Канады – за год. Стоит ли тогда удивляться обилию ошибок – не только технических, процессуальных, но и часто судьбоносных для обвиняемых?» – подчеркнул член СПЧ.

Брод обратил внимание и на повсеместное нарушение Кодекса судейской этики, когда судьи откровенно злоупотребляют своим статусом: не дают другим участникам процесса выразить свою позицию, нелицеприятно отзываются об адвокате в присутствии подзащитного. При этом практика дисциплинарных взысканий за ошибки судей фактически отсутствует.

По данным «НГ», президиумом СПЧ будет подготовлена и конкретная просьба к президенту – пересмотреть пожизненный приговор экс-сенатору Игорю Изместьеву как раз на том основании, что в его деле были допущены судебно-следственные ошибки. Правозащитники указывают на «явную фальсификацию материалов уголовного дела в части обстоятельств и оснований задержания, на закрытость слушаний, что противоречит гласности судебного разбирательства». С просьбой к Путину о помиловании Изместьева ранее обращалась ныне покойная Людмила Алексеева. Президент тогда ответил ей уклончиво: «Не сразу, но я сделаю», однако после смерти правозащитницы ничего так и не было сделано.

Адвокат Владимир Постанюк заявил, что необходимо реформирование системы правосудия именно в широком смысле этого слова. И прежде всего для исправления ситуации нужно обеспечить подлинную независимость низовых судей от своего руководства и правоохранительных органов. Как экстренный вариант, считает он, можно было бы для начала поменять руководство ряда вышестоящих судов.

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *