О том, как житель Владимирской области добивался в суде возможности записаться к врачу онлайн
Что делать, чтобы проблема с онлайн записями к врачу была решена для всех россиян, а не для одного конкретного пациента?
комментарий дан по запросу редакции "Секрет Фирмы"
Россиянин подал в суд из-за того, что не смог записаться к врачу через «Госуслуги»
Весной 2019 года житель посёлка Головино Владимирской области Алексей (* имя и фамилия изменены) из-за болей в желудке обратился к терапевту в поликлинику возле дома. Врач после осмотра выдал бумажное направление к гастроэнтерологу, но уже в областное учреждение, которое находится во Владимире — в 30 км от дома мужчины. Занятость с утра до ночи не позволяла Максаков лично доехать до больницы и выстоять очередь за талоном. Поэтому он решил записаться на приём через интернет.
Максаков открыл портал «Госуслуги», однако в списке доступных ОКБ (областных клинических больниц) нужное учреждение не обнаружил. Дальше он зашёл на сайт «Регистратура33» — это единый портал здравоохранения Владимирской области с электронной регистратурой. Больницу Максаков нашёл, но сайт сообщал, что расписание врачей недоступно. Третьей попыткой стало обращение по номеру горячей линии, однако и здесь неудача: телефон был постоянно занят.
Сама же ОКБ не может записать Максакова, потому что в 2018 году в ней заменили программное обеспечение. Теперь локальная база данных оторвана от единой. Чтобы они синхронизировались, нужны 800 000 рублей, о чём уже давно знает Департамент здравоохранения.
В итоге, никто на себя ответственность не взял. Максаков решил добиться справедливости и пошёл в суд, сообщив, что нарушено его «право на своевременное и бесплатное получение медицинской помощи», и потребовал наказать виновных в бездействии.
Что решил суд
Владимирский районный суд виновными признал руководителей областной больницы, Головинской амбулатории и МИАЦ. Бездействие каждого из трёх участников на разных стадиях работы над электронной системой стало причиной, по которой пациент не смог записаться к врачу. Среди ответчиков был и региональный Департамент здравоохранения, но его исключили из числа виновных.
Суд потребовал от двух больниц и МИАЦ восстановить работу системы «врач — врач» в течение месяца. Областная больница подала апелляцию. Но проиграла.
Дело без конца
Но осенью 2019 года история не завершилась: в июле 2020 года Максаков сообщил суду, что он получил электронное направление от терапевта Головинской амбулатории. Но государственную услугу записи в целом так и не восстановили. Она работает только к ограниченному списку врачей. И через «Госуслуги» и портал «Регистратура33» записаться тоже всё ещё нельзя.
Представители ОКБ и МИАЦ возразили, что всё работает, систему интегрировали в единую региональную базу. А вопросы с «Госуслугами» и «Регистратурой33» суд изначально не поднимал. Суд также указал, что главное требование исполнено — Максаков получил своё назначение через электронную запись по принципу «врач — врач». Поэтому в новом иске мужчине отказали.
Что говорят юристы
По мнению юристов, дело показало, что суды не решают проблему комплексно. Следующему пострадавшему вновь придётся бегать по инстанциям и выяснять, почему ничего не работает и как получить заветный талончик.
По мнению Владимира Постанюка, адвоката Московской коллегии адвокатов «Постанюк и Партнёры», чтобы решить проблему не для одного гражданина, а наладить систему в целом, с новым иском в суд может обратиться уже прокурор в интересах неопределённого круга лиц.
В целом российские суды достаточно редко удовлетворяют подобные иски либо принимают половинчатое и усечённое решение, как в данном случае. Я бы рекомендовал использовать комплексный подход в понуждении власти к исполнению её обязанностей: помимо обращения в суд, писать заявление в прокуратуру региона и Генеральную прокуратуру РФ, обращение в правительство региона и профильное министерство, а также задействовать обращение через депутата любого уровня. К депутатским запросам и обращениям в силу закона совсем иное отношение чем к жалобам обычных граждан.
Добавить комментарий