Гуманизации судебной системы не видно
Оправдательных приговоров по-прежнему мало, аресты подозреваемых – все еще норма
Присяжные в 2018 году вынесли оправдательных приговоров в 75 раз больше, чем профессиональные судьи. Фото с сайта www.sudrf.ru
Судебный департамент при Верховном суде опубликовал статистику рассмотрения уголовных дел судами общей юрисдикции в 2018 году. Как указали эксперты, эти данные свидетельствуют: тренд на гуманизацию правосудия, о котором давно говорят власти, не виден. Самым распространенным видом наказания остается реальное лишение свободы, оправдательных приговоров больше не становится и т.д.
В прошлом году российские суды приговорили примерно 682 тыс. человек, из которых 36 тыс. проходили по тяжким статьям. Однако уменьшилось количество осужденных по антиэкстремистским статьям – пока с 667 до 596 человек. Стало меньше осужденных и за коррупцию – 251 вместо 293, но при этом в два раза выросло число тех, кто обвинялся в мелких хищениях.
Статистика также говорит, что к реальным срокам были приговорены 197 тыс. человек, а 172 тыс. получили условный срок. Еще около 200 тыс. отделались штрафами и обязательными работами.
Как утверждает адвокат Владимир Постанюк, несмотря на объявление в 2017 году мер по гуманизации российского правосудия, шаги в этом направлении почти незаметны. И статистика тому подтверждение. Эксперт напомнил, что, например, основной мерой пресечения по-прежнему остается заключение под стражу. Альтернативы в виде домашнего ареста или залога применяются по-прежнему нечасто. Домашний арест избирался лишь 6,3 тыс. раз, а залог – в 108 случаях. При этом Постанюк обратил внимание на еще одну карательную тенденцию – из 113 тыс. ходатайств следствия о заключении под стражу 102 тыс. были удовлетворены. То есть в 97% случаев служители Фемиды соглашались со следствием.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян назвал это «стабильным обвинительным застоем». Например, в 2018 году процент оправдательных приговоров составил 0,23% (2082 на 887075). Это означает, что по-прежнему возможность граждан доказать свою невиновность в судах ничтожно мала. И люди, понимая это, вынуждены признавать свою вину, соглашаясь на особый порядок рассмотрения их дел. Правоохранительная и судебная системы по-прежнему работали по этому порядку. Напомним, что в данных случаях не исследуются доказательства – и неизвестно, сколько невиновных вынуждены были согласиться с обвинениями. При этом статистика по судам с присяжными резко отличается – процент оправданий у них 17,3%, то есть в 75 раз выше.
Партнер юридической компании BMS Алексей Гавришев подтвердил «НГ», что процент уголовных дел, рассмотренных судами в особом порядке, растет уже несколько лет. «Показатели из отчета за 2018 год свидетельствуют о том, что эта цифра близка к 70% от общего числа рассмотренных судами уголовных дел. Если не принимать во внимание уголовные дела, которые были прекращены в судах, цифра близится к отметке в 90%», – указал он на такое свидетельство кризиса современной судебной системы.
Как напомнил эксперт, «сделка со следствием» действительно дает некоторые послабления – например, смягчение приговора, сокращение сроков следствия и рассмотрения дела в суде, экономию процессуальных и материальных издержек. Но если человек полностью признает свою вину, то он теряет шанс на оправдательный приговор. Кстати, стоит вспомнить недавнее заявление правозащитников о 200 подследственных в Москве и области, которых отказывались принимать обратно в СИЗО потому, что после следственных действий их возвращали с ушибами и травмами.
«Особый порядок в большинстве случаев – это зло, по крайней мере по тяжким преступлениям», – считает адвокат «Князев и партнеры» Рустам Жане. По его словам, есть множество примеров, когда следователи под предлогом существенного смягчения наказания предлагают обвиняемому признать вину, фактически не разъяснив ему особенностей рассмотрения уголовного дела в особом порядке.
По мнению партнера адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, из интересных тенденций 2018-го можно отметить троекратное увеличение обращения в суды апелляционной инстанции, а это свидетельствует о снижении уровня правового нигилизма населения и, может быть, даже «о возрастании доверия к работе российских судов». Кроме того, он обратил внимание, что за прошлый год были поданы ходатайства от 612 человек по 456 уголовным делам о рассмотрении их судом с участием расширенных коллегий присяжных. Народные заседатели оправдали 90 человек, или 17%, а осудили – 428. «Глобально результаты этого нововведения будут видны через года, но в целом развитие судебной системы в этом направлении является необходимым этапом в становлении правового государства», – заявил эксперт.
Доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Наталья Залюбовская считает, что официальная статистика в очередной раз доказала существование «обвинительного уклона» российского судопроизводства. «Общее количество осужденных в последние годы постепенно снижается, но и количество оправдательных приговоров также продолжает падать», – отметила она. Возможно, подчеркнула эксперт, это потому, что в подавляющем большинстве случаев судьба обвиняемого решается на стадии следствия. «Это демонстрируют положение суда как звена правоохранительной системы, а не независимого органа государственной власти. Суд просто соглашается с предоставленным ему обвинительным заключением, которое почти полностью ложится в основу приговора», – подчеркнула Залюбовская.
Добавить комментарий